Статья из газеты "Народное слово" 2019 г.

Исцеление творчеством..

Милосердие и сопереживание подарили крылья для полета артистам единственного в Узбекистане интегрированного с участием людей с ограниченными физическими возможностями Театра движения "Лик" в спектакле "Белые чайки над синим озером".

Долгие годы деятельность коллектива держится исключительно на энтузиазме участников и помощи благотворительных акций, волонтеров и добрых людей. Большое внимание уделяется решению социокультурной проблемы реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями, составляющих, согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, около десяти процентов населения планеты. Если ранее акцент был на медицинской помощи иправовой поддержке, то сейчас на первом плане - социальная реабилитация и интеграция в общество, в том числе посредством искусства, так называемая арт-терапия. Театр движения "Лик", где наиболее полно представлены музыка, хореография и сценическое мастерство, занимает в этом ряду особое место .

Вот уже 16 лет коллектив существует в интегрированном составе - участием людей с ограниченными возможностями: незрячих, глухонемых, колясочников, с синдромом Дауна, олигофренией и ДЦП. Разработанная руководителем Лилией Павловной Севастьяновой инновационная методика пластической импровизации помогла ребятам преодолеть недуг, обрести себя в творчестве. Узбекистанский коллектив является победителем международных фестивалей в России, причем трижды, а также Франции и Беларуси.

Постановки театра движения "Лик" - всегда сенсация. Премьера обновленного спектакля "Белые чайки над синим озером" в Академическом русском драматическом театре Узбекистана прошла с полным аншлагом и стала лучшим подарком, настоящим новогодним чудом для жителей и гостей столицы.

Уже первый выход с бальным вальсом продемонстрировал значительно возроссшее число участников коллектива. Всем новичкам нашлось место на сцене и в этюдах. Каждое из выступлений дебютантов , например, монолог жестов глухонемой девушки, соло на аккордеоне, фортепиано, гитаре - победа над собой, ведь, например, скованный недугом гитарист может шевелить только пальцами рук. Всех поразило "Нежное танго" в исполнении Валеры Коган и Мунисы Сабировой (оба на колясках) и профессиональных танцовщиков: Илии Останина и Виктории Гордиенко. Зрители вместе с артистами совершили "путешествие" в Италию, на французскую ярмарку, на праздник урожая в Богемии, где вместе с танцами дарили радость и красочные костюмы. В калейдоскопе этюдов - и добрая семейная сцена: родители и ожившая в их руках куколка-марионетка, и первое робкое признание - без слов, но через танец-кружение солиста с бумажным самолетиком, и минуты бессильного отчаяния, и даже сны, в которых являются ангелы.

Восхищает совершенством и безукоризненностью исполнительская техника, когда жесты под музыку Баха, Вивальди, Перголези продолжают внутренние движения души и сердца. Многообразность в выражении через импровизацию мысли, чувств кажется бесконечной, ведь возможности души не ограничены. Еще один ярчайший момент спектакля - танцевальная композиция под тягучие мелодии узбекского макома с гигантским шелковым полотном: оживающий в руках девушек шелк становится равноправным участником действа на сцене. Струящийся, подобно сверкающему водопаду, он символизирует бесконечное течение жизни - прекрасной и наполненной светом и добром.

Последним откровением становится само окончание спектакля. Зал стоя аплодировал мужетсвенным артистам, поток огромных букетов казался нескончаемым. Зрители не расходились и после оваций. Собравшись у сцены, дарили артистам подарки, игрушки, сладости, а то и просто благодарили добрыми словами.

- Пришли вместе с другими родственниками поддержать дочь Фарангиз. Ей 18 лет и пять из них она участвует в Театре движения "Лик", - делятся Умид и Нилюфар Вахидовы. - Дочь очень добрая и отзывчивая, любит помогать людям. Творчество помогло ей обрести уверенность, поверить в себя. Наш сын Асадбек тоже пришел в "Лик" как волонтер. Рады за наших детей, что у них чуткие и мудрые наставники - Лилия Павловна и другие педагоги-артисты.

- 36 лет работаю с Лилие Павловной - говорит актриса Ольга Останина. - Спектакли театра стали частью меня и моей жизни. В 12 лет сюда пришел и мой сын Илья. После окончания Ташкентской государственной Высшей школы национального танца и хореографии работает в нашем коллективе хореографом, сейчас ему 28 лет.

- Театр "Лик" растет и тому способствуют постоянные репетиции, - отвечает на мой вопрос о причинах многолетнего успеха художественный руководитель коллектива Лилия Севастьянова, - Нашему театру 36 лет, из которых 16 мы выступаем в интегрированном составе. Запущенный однажды и ставший необратимым процесс для меня такое же чудо, как и для самих его участников. Поначалу переживала из-за ухода артистов: кто-то выходил замуж, кто-то уезжал, но пришедшие на их место ребята с ограниченными возможностями не просто заменили, но во многом превзошли - усердием, талантом, верой.

Лина Ли.