27 сентября 2012 г. Тасвир №39

ОБЩЕНИЕ НА УРОВНЕ ДУШИ.

Накануне Дня учителя и наставника мы встретились с Лилией Севастьяновой - основателем и художественным руководителем необычного творческого коллектива под названием «Театр движения ЛИК». В этом году театру исполнилось 30 лет, последние десять из которых он работает в интегрированном составе. Его актеры - в большинстве своем люди с ограниченными возможностями, и Лилия Павловна для них не просто наставник, а друг и помощник.

- Лилия, какой смысл вы вкладываете в слово учитель, наставник?
- Думаю, это человек, которого заботит как усвоение знаний учащимися, так и личность ученика в целом. Наставник видит и ценит в каждом подопечном не только способности к учебе, ведь какой-то ученик может и не иметь выдающихся способностей к усвоению наук, но зато он первый бросится на помощь тем, кому он нужен. Кроме того, настоящий учитель не только учит, но и готов учиться у других.
- Актеры вашего интегрированного театра - в том числе и люди с ограниченными физическими возможностями. Каких правил вы придерживаетесь, работая с ними?
- У каждого из этих ребят есть свой талант и природные особенности. Я стараюсь раскрывать и развивать их, отталкиваясь от индивидуальных физических возможностей и внутреннего устройства конкретного человека. Наш коллектив называется «театром движения» не только потому, что мы занимаемся танцем, но и потому, что стараемся исследовать движения человеческой души, а это та область, развитию которой не могут помешать никакие физические ограничения.
- Чему вы, прежде всего, учите своих актеров?
- Вниманию к другим людям. Часто молодой человек, особенно с какими-то проблемами, зациклен на себе, на том, что он не такой, как все, что ему не доступно то, что есть у других... Т.е. он весь в своих переживаниях. Первое, что стараюсь сделать - это перевести его внимание на других ребят, на интересные идеи, увлекательные задачи. Для этого у нас в арсенале много пластических игровых упражнений, в процессе которых ребята включаются в активное общение друг с другом, развиваются физически, пластически, музыкально. Такие упражнения помогают справиться со своими комплексами, найти связующую нить с другими людьми, избавиться от чувства одиночества. Это на первом этапе, а далее следует более глубокая работа с «внутренним человеком», которая учит общаться с другими актерами и со зрителем на уровне души.
- Какое жизненное обстоятельство стало для вас уроком, может быть, особенно повлияло на вас?
- В жизни было много уроков, но поскольку мы беседуем накануне Дня учителя и наставника, то приведу случай, связанный с этой темой. Более тридцати лет назад, будучи студенткой Ташкентского института культуры, я проходила практику в качестве вожатой в летнем лагере. Среди прочих мероприятий вожатые должны были подготовить концерт для детей. Но нам не захотелось заниматься этим серьезно, и мы решили «подурачиться», сделав пародию на модную тогда группу «Бони М». Только одна вожатая, которая была гимнасткой, не присоединилась к нам, не побоялась быть несовременной, и показала на этом концерте замечательный гимнастический этюд, после которого мне стало стыдно за нашу «халтуру». Да потом еще директор лагеря устроила нам серьезный разгон за то, что мы своим номером ничему хорошему не научили детей. Этот неприятный опыт явился прививкой от пошлости на всю жизнь.
- Вам часто приходилось наблюдать, как плачут ваши воспитанники? Если да, то что вы делали для того, чтобы придать им уверенности в себе?
- У нас никто не плачет от неуверенности, поэтому и подбадривать особой нужды нет. Все ребята внимательны друг к другу, да и тренинг по импровизации приучает их прежде всего «слышать» окружающих. Вот Оксана - незрячая, что-то делает не так, и тут же Викуля, у которой маленький рост, но большое чуткое сердце уже спешит к Оксане, чтобы тактильно помочь ей понять движение. А вот Валера: после упражнений у балетного станка решил вернуться в свою инвалидную коляску, а Имиль и Глеб налету, уловив его желание, подвозят коляску и придерживают Валеру, чтобы он не упал. Андрей, как самый сильный, всегда заносит на руках в театр Веронику, для которой лестница пока недоступна. И также Зарина, Сашенька, Юлдуз, Света, Наргиза, Ваня, Виталик, которые по состоянию своего здоровья вроде должны были ожидать внимания только к себе, однако не упускают возможности предложить помощь другим.
- Совместить на одной сцене выступление таких разных людей - стоит огромных усилий...
- Еще до того, как театр стал работать в интегрированном составе, в течение многих лет вместе с моими первыми учениками мы вели поиски своего пути в области пластической импровизации. Теперь, когда методика найдена, освоена, апробирована, стало гораздо легче, т.к. каждый новенький, приходя в театр, погружается в этот мощный творческий поток, который его увлекает и подтягивает до своего уровня. А в общих импровизациях с профессиональными актерами ребята с ограниченными физическими возможностями постепенно учатся выражать свои чувства и устремления языком «говорящих» жестов. Но главное, что стоило серьезных усилий, это то, что все актеры театра уяснили - искусство для нас - это поиск высшего смысла.
- Как часто к вам приходят люди с ограниченными физическими возможностями, желающие стать актерами?
- Коллектив пополняется постоянно. Мы принимаем всех желающих. Другое дело, что занятия с таким большим и разнообразным коллективом требуют штата педагогов, специально оборудованного помещения и постоянной финансовой поддержки, чего у нас пока, к сожалению, нет. Мы благодарны добрым людям и организациям, которые оказывают нам помощь. Но надеемся, что в один прекрасный день найдется генеральный спонсор, который освободит нас от постоянных забот по поиску средств, необходимых для жизнедеятельности театра, что позволит мне сосредоточить все силы и время на образовательном и творческом процессах.
- Если резюмировать многолетнюю работу вашего театра: с чего вы начали и чего достигли за все эти годы?
- Начинала я заниматься с ребятами, имеющими ограниченные физические возможности, только с одной целью - помочь им разработать опорно-двигательные функции тела. Поэтому для меня самой удивительно, что за 10 лет мы создали 9 спектаклей, стали лауреатами международных фестивалей в Москве, Киеве, Санкт-Петербурге, участвовали в большом социо-культурном проекте во Франции, получили театральную премию «Ильхом» в номинации «За честь и достоинство в искусстве».
Если на первые спектакли в интегрированном составе было достаточно трудно привлечь публику, то теперь на всех наших представлениях залы переполнены. Зрители признаются, что спектакли заставляют пересмотреть жизненные ценности. Обычно, если человек один раз попадает на наш спектакль, то потом возвращается уже со своими родными, друзьями, однокурсниками... А это значит, что театр меняет отношение общества к людям с ограниченными физическими возможностями.
Важно, что нашу работу высоко оценивают как зрители, так и специалисты в театральной, социальной и медицинской областях. После наших занятий с пациентами психиатрического госпиталя «Сезам» во Франции его сотрудники прислали мне письмо, в котором поблагодарили нас «за качество работы, которое так редко можно встретить в современном мире». Также я проводила мастер-классы на фестивалях в Москве и для молодых людей с ограниченными физическими возможностями в Баку, которые мечтают создать профессиональный интегрированный театр.
- Не могли бы вы назвать основных педагогов вашего театра и перечислить направления, в которых они работают с актерами?
- Главные мои помощники, с которыми мы вместе уже 30 лет - это Виктория Владимировна Гордиенко и Ольга Анатольевна Останина. Они в театре с первого дня его существования. Сейчас это самостоятельные зрелые хореографы и педагоги, основная работа у Вики - в интернате для слабослышащих детей, у Ольги - в театральном институте. В театре они актрисы и педагоги. Вика помогает мне еще и с сурдопереводом. Надо сказать, что почти вся молодежь театра овладела этим языком, чтобы свободно общаться с нашими неслышащими девочками - Юлдуз и Людочкой.
- Есть ли у вашего особенного театра какие-то свои собственные традиции?
- Ребята любят отмечать дни рождения в театре. Это значит, что театр в какой-то мере их дом. Именинник приносит торт, все садятся за большой стол, поздравляют, делятся новостями. И вот уже много лет во время этих чаепитий я наблюдаю неизменную картину: две подружки - обе Камилы - помогают есть Валере, который сам не может этого делать. И только накормив его, девочки берутся за свои тарелки с тортом.

Александра Плотникова, актриса театра «Лик» (с диагнозом прогрессирующая мышечная дистрофия), студентка 2 курса факультета психологии МГУ им. Ломоносова:

- В театр меня привела шесть лет назад мама - председатель Кибрайского районного общества женщин-инвалидов «Опасингил-лар». Я училась в обычных образовательных учреждениях, поэтому никогда не чувствовала себя ущемленной. Мое состояние нужно постоянно поддерживать с помощью ЛФК и массажа. Массаж мне нравится, а вот заниматься ЛФК самостоятельно не всегда хватает терпения. Особенность моего заболевания в том, что если нагрузка на мышцы будет большой, то они начинают разрушаться, если ее будет недостаточно, то мышцы сильно слабеют. Так вот театр позволил мне обрести ту самую «золотую середину», и мой врач заметила значительные улучшения моего состояния. Лилия Павловна для нас - это путеводная звезда. Я поражаюсь ее способности находить общий язык со всеми и понимать каждого из них. В преддверии праздника от имени всех актеров нашего театра я желаю Лилии Павловне самого крепкого здоровья.

Анна ЖЕЛИХОВСКАЯ.