20 Января 2011 г. Журнал "Здравствуйте"

Ссылка на оригинал статьи

Театр ЛИК: Движение как способ выговориться.

ЛИК — по-старославянски «лицо». Но, кажется, значение этого слова гораздо глубже — оно означает «Личность». Театр движения ЛИК своими спектаклями доказывает: каждый человек — уникальная личность с неповторимым внутренним миром, способная творить, дерзать, мыслить и чувствовать, независимо от группы и формы инвалидности. Или, все таки, вопреки ей?

В репетиционном зале Республиканского Театра Юного зрителя в Ташкенте каждые понедельник и пятницу, с четырех до восьми вечера, проходят репетиции уникальной театральной труппы — артистов «Театра Движения ЛИК». Репетиция продолжительностью 4 часа пролетает незаметно для участников и зрителей. Сначала — общая разминка под музыку, объединяющая «новеньких» и «стареньких» актеров, импровизационные сценки группами по два-три человека, зарисовки на заданную тему, в которых тело движется в такт душе.

Вторая часть репетиции проходит не в полном составе: совсем маленькие актеры и те, кому пора домой, разошлись, остались старожилы-профессионалы. Обменявшись ощущениями на предстоящую импровизацию, продумав и прочувствовав то, что им предстоит делать, актеры расходятся по залу, и начинают танцевать.

Так, как нам и не снилось.

Лилия Павловна Севастьянова, создатель и бессменный руководитель Театра движения ЛИК, невольно создала оптимальную модель взаимодействия людей в мире. Выглядит она так: все разные, все равные. Нет деления на людей обыкновенных и особых людей с инвалидностью. И те, и другие существуют, нет, живут, в одном общем мире, в котором все нужны друг другу, даже — необходимы. Вместе творят, танцуют, создают неповторимую картину пластики и движения, и неизвестно, кто кому больше нужен в импровизированном тандеме: виртуозный танцор-профессионал Фарид, или добрейшей души человек колясочник Валера. Кажется, так и должны в реальной жизни сосуществовать разные люди — и простые, и особенные.

Люди с инвалидностью способны на многое и, при определенных условиях, необходимых для комфортного существования, могут добиться многого и реализоваться в жизни по полной программе. Они могут многому научить нас, получивших при рождении в дар здоровье. Они талантливее, потому что умеют сконцентрироваться на своем даре — это единственный их выход. Они добрее, потому что умеют получать и дарить добро вопреки боли, которая преследует их. Впрочем, они такие же разные, как мы.

О Валере можно говорить бесконечно — он настоящая звезда Театра движения ЛИК. И, знаете, мы с ним чудесно поболтали, хотя Валера совсем не умеет говорить. Доброжелательный и открытый, талантливый вдумчивый актер, — именно ему принадлежит идея танго с такой же, как и он, девушкой в коляске. Достаточно было протянуть руку к коллеге, сделать взмах — и родилась прекрасная, полная гармонии, импровизация, занявшая достойное место в спектакле. Кстати, Валера весьма галантно пригласил меня станцевать… я, застеснявшись, отказалась… И кто из нас после этого пресловутый человек с ограниченными возможностями? Очень надеюсь наверстать упущенный танец в следующую встречу, которая обязательно состоится.

Студент высшей школы национального танца и хореографии Фарид Шамсутдинов пришел в Театр движения ЛИК пять лет назад, и это определило для него выбор профессии. В качестве режиссера своей дипломной работы Фарид поставил мини-спектакль «Комната времени», в котором заняты актеры Театра движения ЛИК. Учеба в институте — хорошая школа, но классический балет — это готовые формы. «На занятиях по хореографии мы воплощаем те движения, которые ставит балетмейстер, и запоминает их только тело. А здесь, в ЛИКе, нет формальных рамок и условностей. Я научился лучше чувствовать людей, не только на занятиях, но и в жизни. Научился импровизировать, глубже видеть движение. Здесь, в театре — как чувствуешь, так и танцуешь, границ и рамок — нет. Развивается тело, но главное, учишься думать и чувствовать, а не слепо повторяешь движения балетмейстера».

Импровизация, по устойчивому заблуждению, считается хорошо отрепетированной домашней заготовкой. Это сказал человек, ничего не знающий о настоящей импровизации, которой наполнены спектакли Театра Лик. Жесты и движения рождаются, становясь хореографической тканью будущего спектакля.

«Я искала новое содержание танца, — говорит Лилия Севастьянова. Хотелось выразить то, что волнует меня, и так, чтобы современному зрителю ЭТО было понятно и интересно. Чтобы в спектакле говорить не о ком-то, а обо мне, о тебе. Чтобы это было актуально по чувствам, понятиям, ассоциациям. Движения — это способ выговориться о том, о чем нет возможности сказать обычным способом».

Уникальность Театра движения ЛИК — не только в его составе, где здоровые актеры и люди с разными формами инвалидности,— это частички одного целого. Но и в том, что Лилия Севастьянова нашла уникальный способ работы с такой интегрированной группой, разработав и внедрив авторскую методику «пластической и танцевальной импровизации», основанную на реальных жизненных ассоциациях и художественных образах.

...Когда надо сделать широкий жест — значит, тело устремляется в бесконечность. Подняться на цыпочках — значит, устремиться к небу. Любое движение имеет ассоциацию: взмах рукой — так дерево качает ветками, наклон головы к кисти — так птицы чистят перышки. На репетиции присутствует незримый «кто-то», он помогает сделать то, на что не всегда способно тело...

...Человеку важно забыть про болезнь, забыть про тело, которое не слушается. Ведь он свыкся с мыслью, что тело не может, тело зажато. А если это уже не тело, если оно превратилось в одуванчик, ветерок? Тогда при помощи ассоциаций и образов получается сделать то, что самому не всегда под силу: расслабить мышечные зажимы, наладить диалог с другим человеком, и рассказать о себе...

...Первое, чему я учу – забыть о своем теле. Спорт демонстрирует тело, его мощь, силу, гибкость. А мы стараемся выразить то, что внутри. Для искусства тело не главное, оно - средство, язык. Задача искусства - исследовать душу. И тело в этом помощник, а не объект демонстрации...

Любой человек — отдельная история, полная мыслей, чувств, переживаний. История каждого может стать танцем, главный герой и постановщик которого — сам человек. Главное, знать, что всё вокруг тебе стремиться помочь: и музыка, и пространство — они твои партнеры. Но самый главный партнер — человек. Если научиться чувствовать и слушать его, тогда не надо ничего придумывать, взаимодействие и слияние душ во время импровизации воплотятся в те единственно возможные «знаковые» и говорящие движения.

«Театру движения ЛИК» 29 лет, восемь из них он существует в интегрированном составе. Участникам Театра от 6 до 45 лет, и каждый из 40 актеров талантлив по-своему. Более 20 актеров — люди с инвалидностью, физической и метальной. Список диагнозов не перечесть: ДЦП, олигофрения, синдром Дауна, различные нарушения опорно-двигательного аппарата, прогрессирующая дистрофия мышц и пр.

Ирина. Незрячая актриса, обладающая чутким внутренним зрением, подсказала финал для спектакля «Импровизаций на темы жизни».

Наргиза. Похожа на восточную принцессу, работает профессионально, несмотря на то, что каждый шаг для неё, как маленькая победа. Первые годы танцевала на сцене в коляске, — ножки заплетались, Лилия боялась, что девочка упадет. Теперь окрепла, импровизирует глубоко, содержательно.

Сашенька. Изящная, хрупкая, и без пачки похожая на балерину, исполняет сложные сольные импровизации, двигаясь красиво, утонченно. Ездит на репетиции Театра из Кибрая, даже когда плохо чувствует себя.

Юлдуз. Глухонемая, но при этом — музыкальная, чуткая, пластичная. Ей «на пальцах» переводят советы Лилии Павловны, но как можно перевести сурдопереводом музыку? Никак. Потому что музыка — атмосферная, не требующая попадания в такт и четкого следования ритму. Красавицу Юлдуз уже сватают, а ей хочется, как можно дольше продлить жизнь в Театре…

И дети, и взрослые за долгие годы работы в Театре сроднились, стали одной большой семьей, в которой все держится на доброжелательности и взаимовыручке. Так, как и должно быть в настоящей семье. Взаимодействуя с профессионалами и здоровыми артистами, люди с инвалидностью растут и развиваются благодаря мощнейшему творческому потенциалу, заложенному внутри каждого. Становятся профессионалами, а иногда, в буквальном смысле — встают на ноги. Хотя бы во время спектакля…

Спектакли, поставленные в интегрированном составе:

«Мне снится, что я хожу...» (2004 г.),
«Праздник радуги» (2005 г.),
«Импровизации на темы жизни» (2006),
«Белые чайки над синим озером» (2007),
«Отражения» (2009)
«Мои друзья» (2009)

«Театр движения Лик» является Лауреатом международных фестивалей и участником театральных проектов, последние из которых:

• Международный фестиваль «Звезда надежды» (Санкт-Петербург 2010),
• Всероссийский Фестиваль особых театров «Протеатр» (Москва, 2010 и 2007),
• Международный Фестиваль «Четыре элемента» (Москва, 2009),
• Экспозиция на театральном рынке в рамках Фестиваля «Золотая маска» (Москва 2008, 2009),
• Премия театра «Ильхом» в номинации «За честь и достоинство в искусстве» (Ташкент, 2008),
• Международный интеграционный Фестиваль «Солнечная волна» (Киев, 2008),
• «Резиденция узбекских артистов в Ле Розье сюр Луар» (Франция, 2007).

Специально для журнала «Здравствуйте!»
Наталья КРИЧАГИНА.